В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад: мнения экспертов

Каждый человек так же уникален, как отпечаток пальца или снежинка. Натура младенца, его эмоциональность проявляется уже с первым криком. Чем старше становится карапуз, тем явственней проступают индивидуальные черты.

Поскольку в каждом случае требуется свой подход, трудно дать однозначный ответ, когда отдавать ребенка в детский сад, но ясно одно – чем позже, тем лучше!

Хотя единого правильного рецепта не существует, есть нюансы, которые помогут понять, насколько собственное чадо «созрело» к вливанию в общество. Для этого предстоит определить его темперамент и характер, а также узнать, что по этому поводу думают детские психотерапевты.

Мнение эксперта
Евгений Комаровский
Педиатр, врач высшей категории, писатель, телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского».
«Рекомендую оформлять кроху в дошкольное учебное заведение (ДУЗ) в 1,5–2 года, но при этом не советую маме спешить выходить на работу. Аргумент в том, что оставаясь в декретном отпуске, она сможет постепенно приучать малыша к садиковским будням. А поскольку во время адаптации к новой обстановке детки часто болеют, с первыми признаками инфекции будет возможность без промедлений остаться дома во избежание осложнений».

Совсем по-другому говорит Елена Кузнецова, семейный и детский психотерапевт.

Мнение эксперта
Елена Кузнецова
Семейный, детский психотерапевт.
«Если вашему малышу не пошел четвертый год, и вы отдаете его в садик, будьте честными. Вы совершаете серьезный поступок. Для ваших взаимоотношений с ребенком, для его будущего».

Казалось бы – если мэтры психологии расходятся во мнении, родителям и подавно сложно найти верное решение, но оно есть.

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители задаются вопросом, а стоит ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Тут мнения специалистов едины – если нет специфических причин для отказа от садика, он пойдет только на пользу.

  1. Важно для социальной адаптации. Если обучение и воспитание можно обеспечить в домашних условиях, то умение общаться в коллективе постигается только на практике.
  2. Организм закаляется – учится сопротивляться вирусам, приобретая иммунитет.
  3. Крошка понимает, что кроме родителей есть другие взрослые, а также ровесники, с которыми придется находить общий язык.

Почему большинство психологов рекомендуют отдавать кроху в сад после 3-х лет?

Первые три года мама и ребенок соединены так называемой «психологической пуповиной». Мама для него – целый мир, из которого он получает информацию и учится строить с этим миром отношения. Это можно сравнить с компьютерной программой, направленной на самообучение, когда любое непредвиденное изменение приводит к ошибке – стрессу. Чем больше таких ошибок, тем ощутимее погрешности в дальнейшей работе системы.

Говоря о ребенке, это значит, что его личность формируется на основании полученных сведений, как позитивных, так и негативных. Детский сад для карапуза – это вынужденное расставание с самым любимым человеком на свете, а потому мощный раздражитель, который не предусмотрен природой.

Только миновав порог третьего года, в маленьком человеке просыпается самостоятельность, и даже бунтарство. К этому моменту он уже умеет кое-как одеваться, сам кушать (пусть в основном каша и падает мимо), ходить на горшок и мыть ручки. Это вселяет уверенность в собственных силах, и он готов к новым свершениям, а потому сопротивляется родительской опеке.

Также в этом возрасте просыпается интерес к другим людям. Вначале он предпочитает внимание старших деток, затем может переключиться на младших, и только потом его заинтересуют сверстники.

Однако период взросления приходит не по часам ко всем одинаково. Как уже говорилось, решающую роль играет индивидуальность. Чтобы понять, когда отдавать в садик ребенка в вашем случае, разберемся с такими понятиями, как «характер» и «темперамент».

Как выявить готовность к саду по темпераменту?

Темперамент человека – это его натура, которую невозможно изменить, и он лежит в основе формирования характера. Он проявляется в ритме речи, мимике, манере взаимодействия с другими людьми. Темперамент зависит от силы и реакции нервной системы на внешние факторы: тембр маминого голоса, желудочные колики, грязные подгузники, не комфортная температура, голод, жажда и другие моменты. Чем старше становится ребенок, тем больше у него поводов продемонстрировать свою эмоциональность, и дошкольное заведение – одно из них.

Учение о темпераментах сформировалось еще при Гиппократе, и с тех пор принято рассматривать четыре основных типа:

  • меланхолик;
  • флегматик;
  • сангвиник;
  • холерик.

На самом деле нет людей, принадлежащих к определенному типажу в чистом виде. Обычно наблюдается смешение, но всегда есть преобладающие черты, по которым и определяется нрав.

Теперь посмотрим, как это поможет определить, с какого возраста ребенка отдать в детский сад.

Ребенок-меланхолик: что из себя представляет?

Перед вами будущий пессимист. Он редко радуется и ему уже сейчас сложно угодить. Его основные черты – мнительность, раздражительность, нерешительность и замкнутость. Он не любит играть один (то есть без мамы), не выносит перемен (в еде, распорядке дня, окружении). Новую информацию воспринимает с трудом и весьма дозировано, быстро утомляется.

  • Когда отдавать в детский сад?

Ребенок-меланхолик будет только рад, если его оставят дома в привычном тепле и уюте. Наиболее удобная для него атмосфера, это окружение родных лиц, готовых всегда прийти на выручку и исполнить любое желание. Но как бы хорошо ему не было в знакомых стенах, перед школой полезно хотя бы год походить в детский сад, чтобы обрести навыки адаптации в коллективе. У меланхолика лучший возраст для этого приходится на 5–6 лет.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Частые истерики, угрозы и ультиматумы со стороны юного воспитанника – это попытка вернуть все обратно как было. Если маме удалось его уговорить остаться в группе, это ненадолго. Уже скоро он примется за свое, и будет мешать деткам в тихий час, противиться просьбам воспитателей, игнорировать занятия, то есть делать все, чтобы заставить взрослых отказаться от затеи приводить его сюда.

  • Как поступить?

Бескомпромиссное и категоричное поведение с меланхоликом не сработает. Чем больше на него давишь, тем сильнее он сопротивляется. Чтобы не усугублять ситуацию и не травмировать лишний раз психику малыша, найдите ласковые слова, обратите его внимание на положительные моменты, заинтригуйте предстоящими переменами. Будет уместен даже маленький подкуп – если он проявит себя взрослым, каким сам себя считает, и не будет плакать в садике, вечером вы поедите мороженое, а в выходные все вместе пойдете в зоопарк смотреть на зверушек (или другое мероприятие, которое его заинтересует).

Ребенок-флегматик: что из себя представляет?

Такой ребенок – мечта родителей и педагогов. Он тихий, послушный, не конфликтный, не требует постоянно внимания. Дайте ему игрушку, и он будет увлеченно ею играть, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Инициативность – не его конек, как и любознательность.

  • Когда отдавать в детский сад?

Хотя адаптация к коллективу у флегматика происходит долго, протекает вполне спокойно. 2–3 года, это тот возраст, когда его можно спокойно оформлять в ДУЗ.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Хотя слезы по утрам такая зайка льет редко, особого восторга от предстоящей разлуки не испытывает. В группе он тоже не закатывает истерик, но может весь день просидеть один, ни с кем не общаясь, даже с воспитателем. В период, пока сад остается для него чужим местом, возможна тихая забастовка – может весь день терпеть и не ходить на горшок или пачкать штанишки, хотя дома с туалетом проблем нет.

  • Как поступить?

Хотя флегматик не выказывает своих чувств, нельзя забывать, что они у него есть, просто он держит их при себе. Чтобы облегчить жизнь крохи за пределами домашних стен, создайте в группе иллюзию его детской комнаты – принесите такое же постельное белье и пижаму как дома, горшок и игрушки.

Ребенок-сангвиник: что из себя представляет?

Быстрый, любопытный, коммуникабельный заводила – этот и есть сангвиник. Ему интересно все новое, легко усваивает предлагаемую информацию, активно выражает эмоции и часто сопровождает их жестами. Это маленькая «зажигалочка», лидер и совершенно неконфликтный ребенок. Он словно «энерджайзер» фонтанирует неуемной энергией, отчего быстро устает, а потому нередко бросает начатое дело, так и не доведя его до конца, чтобы переключиться на что-то другое.

  • Когда отдавать в детский сад?

Желание расширить свой круг общения у ребенка-сангвиника возникает довольно рано, а потому уже в 1,5–2 года он запросто может начать посещать детсад, и это пойдет ему только на пользу.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Пока градус интереса на высоком уровне, малыш с огромной радостью ходит в детский сад, и даже не может дождаться окончания выходных, чтобы снова встретиться с друзьями. Но как только ему приестся однообразие, ждите демонстрации недовольства.

  • Как поступить?

Сангвинику необходим большой выбор занятий. Чем разнообразнее ассортимент предметов в ДУЗ, тем комфортнее он себя чувствует. Выбирая дошкольное заведение, отдавайте предпочтение тем вариантам, где есть музыка и театральный кружок, лепка и рисование, физкультура, развивающие игры и прочее.

Ребенок-холерик: что из себя представляет?

Как и сангвиник, холерик очень активный ребенок и, не зная тонкостей, иногда их легко перепутать. Холерик также обожает быть в коллективе, но только ради публики. Он быстро заводится, входит в кураж во время шумных игр и зачастую теряет контроль, выходя за рамки дозволенного. Ему ничего не стоит накалить атмосферу, но воспринимать замечания он отказывается. Без особого труда впитывает свежую информацию, но она столь же легко выветривается из «буйной» головушки.

  • Когда отдавать в детский сад?

Для такого ребенка лучший период, чтобы привыкнуть к новым реалиям, это 3–4 года. К этому времени он успеет постичь принципы дозволенного и запретного, и поймет, что за проступки надо отвечать, а значит – будет лучше себя контролировать.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Если в конце дня у воспитателя болит голова, а дети не могут дождаться, когда родители заберут их домой – это заслуга холерика. Его шалости порой выходят из-под контроля, создавая конфликтные ситуации. Но его задиристость не что иное, как попытка справиться со стрессом из-за расставания с мамой.

  • Как поступить?

Бранить ребенка бесполезно. Он прекрасно осознает свое плохое поведение, но не умеет по-другому показать, что ему некомфортно. Помогите ему найти занятие по душе, и тогда он угомонится, отдавшись захватывающему увлечению.

Как выявить готовность к саду по характеру?

Характер закладывается с первых дней жизни человека, и на него влияют множество факторов. Это довольно сложный процесс, и даже есть учение «характерология», изучающее психофизические предрасположенности и ориентацию на обусловленные ценности. Если говорить просто, то совокупность разных черт формирует в человеке: зрителя, оратора, деятеля или слушателя.

Ребенок-зритель: что из себя представляет?

Маленький созерцатель предпочитает познавать мир глазками. Книжки обязательно должны быть с яркими картинками, а в мультиках – динамика развития событий. Его утомляет однообразие, и он может отказаться идти на знакомую игровую площадку, требуя свежих декораций и впечатлений. Если нет сопровождающего зрительного эффекта, он даже способен не обращать внимания на то, что к нему обращаются. Ему непросто идти на контакт с новыми лицами. Ребенок-зритель будет долго рассматривать человека, но как только тот заговорит с ним, застенчиво спрячется за маму.

  • Когда отдавать в детский сад?

Хотя заинтересованность в коллективном общении у таких деток проявляется в 3–4 годика, более успешное привыкание у них наблюдается в возрасте 2-х лет. Становясь старше, созерцатели делаются более робкими, и это мешает им в привыкании к незнакомому окружению.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Главная черта наблюдателя – нерешительность. Ему одновременно и интересно, что происходит в группе, и страшно войти в нее. Пока он полностью не привыкнет, будет частенько просить маму не уходить, побыть с ним еще немножко.

  • Как поступить?

Хотя бы первое время приходите в группу пораньше, пока не слишком людно. Так у ребенка появится возможность свыкнуться с обстановкой без лишних взглядов. Также попросите воспитателя не задавать ему много вопросов, и не особо акцентировать на нем внимание других малышей.

Ребенок-оратор: что из себя представляет?

Такому ребенку всегда есть о чем сказать окружающим – это маленький болтушка. Он с удовольствием поддерживает беседу, высказывая собственное мнение и энергично его отстаивая. Оратор общительный и легко идет на контакт. Его не смутят вопросы и замечания взрослых, а лишь дадут повод для дискуссии. Чем больше вокруг людей, с которыми можно пообщаться, тем лучше.

  • Когда отдавать в детский сад?

Активная фаза общения у таких детей наступает в 3–4 года, а потому именно этот возраст лучше всего подходит для начала посещения ДУЗ.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Порой кажется, что у этого ребенка рот никогда не закрывается. Он успевает всем ответить и еще задать десяток вопросов, требует к себе постоянного внимания. Но воспитатель не может слушать только его. Также не все детки готовы к столь свободному общению, отчего создается конфликт интересов.

  • Как поступить?

Настаивать, чтобы говорун дал «обет молчания», бесполезно – для него это непосильная ноша. Договоритесь с воспитателем, чтобы она периодически давала вашему малышу задание выучить стишок и рассказать его группе. Особенно идеальное время, это подготовка к праздникам, когда ребенок сможет в полной мере продемонстрировать талант ораторского мастерства. Поскольку в течение дня юные «Демосфены» и «Цицероны» вынуждены сдерживать себя и подолгу молчать, позвольте им выговориться дома. Спросите, как прошел день, и станьте благодарным слушателем, который не перебивает, а внимает каждому слову.

Ребенок-деятель: что из себя представляет?

Деятелями движет сила не слова, а дела. Они всегда там, где что-то происходит. Им не сидится на месте, они любят динамичные игры, и даже в процессе разговора всегда жестикулируют. Часто превосходят своих сверстников в физическом развитии, однако им сложно проявлять выдержку и усидчивость.

  • Когда отдавать в детский сад?

Тягу к коллективу непоседы проявляют слишком рано, и уже в 1,5–2 года готовы стать частью социума.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Некоторое время деятель без проблем посещает сад, но однажды начинает капризничать и отказывается туда идти. Дело в том, что ему становится скучно – все детки знакомы, игрушки изучены, игровая площадка утратила экзотику. Ему не хватает новизны, возможностей исследовать и познавать.

  • Как поступить?

Заручитесь поддержкой воспитателя – попросите привлекать вашего ребенка к «важным» заданиям. Это может быть что угодно, например – помощь в уборке посуды после обеда, сбор игрушек, расстановка стульев, заправка кроваток. Так ребенок получает возможность действовать, реализовывать свой потенциал, быть активным и полезным.

Ребенок-слушатель: что из себя представляет?

Как и ребенок-зритель, слушатель обычно молчит, но впитывает информацию преимущественно через слух. Он обожает слушать музыку, сказки и истории, никогда не перебивает. У него всегда наготове множество вопросов, на которые он внимательно выслушивает ответ. Его отличает хорошая память и правильная речь, большой словарный багаж и выдержка. На интересующую тему его не удовлетворит сжатый ответ типа «да» или «нет», и он будет требовать развернутых сведений.

  • Когда отдавать в детский сад?

Поскольку ровесники в раннем возрасте ничего нового и захватывающего рассказать не могут, их компания ему понадобится в 5–6 лет, потому и начинать адаптацию к детсаду лучше в это возрастной период.

  • С какими трудностями предстоит столкнуться?

Это маленький почемучка. Ему интересно абсолютно все, и он ищет возможности задавать взрослым вопросы. Он хвостиком ходит за няней и воспитателем, требуя общения. Особенно это проблема в больших группах по 15–25 человек, когда уделить много внимания одному ребенку физически невозможно. Ребенок-слушатель способен целый день «преследовать» персонал группы в ожидании, когда же ему соблаговолят ответить на все накопившиеся темы.

  • Как поступить?

Помогите карапузу понять, что детки порой еще более интересные рассказчики, чем взрослые. Ходите с ним на игровую площадку, где собирается много детворы, чтобы он там нашел собеседников. Не расстраиваетесь, если получится не сразу. Наберитесь терпения, помогите наладить контакт с мелковозрастным сообществом песочницы. Скоро ваша кнопа войдет во вкус и станет охотно посещать садик.

***

Решая, когда ребенка отдавать в детский сад, учитывайте особенности его индивидуальности. Если возможно подержать малыша дома до трех лет, это пойдет только на пользу. Когда же ситуация вынуждает выти на работу раньше, постарайтесь выбрать дошкольное заведение, где птенчику, вынужденному покинуть домашнее гнездышко, будет оказан радушный прием и достойный уход. И ни в коем случае поводом не должны служить отговорки типа: «я устаю…» и «мне сложно одной, и я хочу, чтобы хоть немного за ним посмотрел кто-то другой».

Ребенку нигде не будет так комфортно как дома, но внимательное отношение персонала и возможность реализовать себя сгладят стресс разлуки с любимыми людьми.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 5
Загрузка...
Добавить комментарий