Вальдорфский детский сад в Киеве — что это такое?

Автор статьи
Татьяна Сергеевна
АА

Уже давно родителей не утраивают устоявшиеся «совковые» правила детских дошкольных заведений (ДДЗ), а потому все больше популярности набирает вальдорфский детский сад в Киеве. Хотя его основатель, Рудольф Штайнер, предложил новаторскую методику в далеком 1919 году, и в Германии она до сих пор процветает, в наших краях к ней пока осторожно присматриваются.

Ее главный принцип – духовно-физическое развитие человека, культивация творческого начала и свободы личности. На самом деле это очень сложная и тонкая сфера, построенная на изотерической философии с множеством нюансов, и далеко не всем по душе тот подход к воспитанию и обучению, что проповедует вальдорфская педагогика в детском саду.

Основные принципы вальдорфского детсада

То, что происходит в коллективе, больше похоже на общину или коммуну, хотя педагоги предпочитают называть это семьей. Несмотря на то, что речь идет об индивидуальном подходе к каждому ребенку, все, кто имеет отношение к группе (дети, их родители, преподавательский состав), живут единым организмом, создавая определенный микроклимат даже за пределами здания детсада.

Делается это для того, чтобы у малышей не возникал диссонанс и формирование двойных стандартов. Маме с папой надлежит активно принимать участие в жизни ячейки, придерживаться принципов, правил и идеологических направлений даже дома (никакой агрессии, страха и прочих негативных эмоций). Все должно способствовать тому, чтобы ребенок рос отзывчивым, добрым, духовным, позитивно мыслящим, формирующим в себе моральные ценности.

С первых дней необходимо закладывать маленькому человечку фундамент нравственных ориентиров, но не заставлять, ни к чему его не принуждать, особенно, если это противно его природе. Поскольку ребенок любит подражать и копировать взрослых, необходимо, чтобы знания и понятия, которым предстоит заполнить его, пришли через личный пример его окружения. Это одна из причин, почему в группах присутствуют дети разных возрастов (3-7 лет) – в то время как младшие учатся у старших, те заботятся и помогают малышам.

Методика вальдорфского детского сада основана на таких понятиях:

  • Мир – есть добро. Для наглядности ребенка необходимо постоянно окружать заботой, улыбками, лаской и любовью.
  • Подражание. Как уже говорилось, только видя позитивный взгляд на мир, тягу к знаниям, стремление развиваться физически и духовно, юный пытливый ум сможет совершенствоваться и сам.
  • Органы чувств. В нежном возрасте детки все слышат, видят и замечают, любят изучать через прикосновение и вкус, а потому в воспитании этот фактор следует учитывать.
  • Окружающая среда. Все вокруг должно быть гармоничным, без острых углов, резких звуков, неприятных запахов, слишком насыщенных тонов. Внутреннее равновесие тоже немаловажно, иначе ребенок легко почувствует фальшь.
  • Важен личный контакт с людьми, а потому на телевизоры, компьютерные игры, мобильные телефоны и прочие электронные гаджеты накладывается табу.
  • Учитывается индивидуальный ритм, и отсюда выбор физических и духовных нагрузок.

Ребенку стараются внушить уверенность в собственных силах, познакомить с миром и помочь найти в нем свое место, чтобы через равновесие полученных навыков эффективно достигать поставленных целей.

Еще одно важное правило, которого твердо придерживается вальдорфский детский сад – контакт с природой через прикосновение и совершенствование воображения. Это значит, что ребенок может контактировать только с натуральными материалами: дерево, песок/глина, тесто и воск, шерсть/шелк/хлопок и другие естественные компоненты.

Это также подразумевает, что ребенок должен сам научиться делать из этих материалов предметы, причем впоследствии продолжать использовать их. Например, играть только теми игрушками, которые сделали сами. Тех, кто затем переходит в вальдорфскую школу, обучают самостоятельно готовить еду из продуктов, выращенных тоже лично.

Для развития моторики рук, мышления и речи, в садике практикуют лепку, пальчиковые игры, валяние из шерсти и другие виды рукоделия. Музыкальные инструменты и специальные забавы способствуют улучшению слуха, а для стимуляции фантазии – краски для рисования, мелки и игрушки без завершенного образа. Если машинка, то монохромная, чтобы малыш сам решил, какого она цвета. Куклы не имеют лица и наряда, поскольку так они всякий раз могут представать в разных настроениях.

Вместо современных мультиков предпочтение отдается народным сказкам, кукольным спектаклям, книжным историям, театрализованным представлениям по народному фольклору.

Что касается обучения, методика вальдорфского детского сада строится на том, что детский мозг нельзя перегружать знаниями, а потому акцент делается именно на творческом развитии через игру, а математика, иностранные языки и чтение остаются на втором плане. По мнению педагогов, до семи лет крошкам вообще нет нужды постигать эти науки, а до 4-х лет они могут только купаться в любви и ласке. Именно поэтому набор в группы начинается с 3,5 лет.

Принимают далеко не всех, а чтобы понять, подходит ли им ребенок, он месяц посещает садик в качестве испытательного срока. Причем смотрят не только на малыша, а на всю семью, ведь сложившиеся взаимоотношения, желание пересмотреть свои прежние привычки и способность жить по-новому – главное условие для положительного ответа.

Вальдорфский детский сад: все за и против

На первый взгляд вальдорфская педагогика в детском саду выглядит привлекательно, предлагая вроде бы правильные идеи по воспитанию и развитию. Налицо забота о ребенке и помощь родителям встать на «правильный путь», ведь они, по сути, тоже проходят обучение. Однако медаль всегда имеет оборот, и чтобы сделать правильный выбор, следует взглянуть на «темную сторону луны».

  • Если решили отдать ребенка в этот садик, забудьте про дополнительные кружки и занятия за его пределами – это категорически не приветствуется. Считается, что лишней нагрузкой вы нарушаете ритм и жизненные силы малыша. Поскольку в самом саду все устроено и предусмотрено для здоровой всесторонней личностной эволюции, необходимости искать что-то извне, нет.
  • Вам диктуют, какие сказки полезные, какие нет. Поскольку телевизор не вписывается в систему позитивного настроя, о нем тоже придется забыть. О комиксах не может быть и речи, а книги только те, что одобрены педагогов.
  • Позиция индивидуального подхода сводится к обобщению и коллективизму. Впрочем, идея взаимовыручки и заботы о ближнем в любом случае несет позитив.
  • Во время формирования новой личности крохе не говорят «нет», лишь в случае, когда его поступок может навлечь опасность на него самого или окружающих. Впоследствии вседозволенность укореняется настолько глубоко, что в реальном мире человеку сложно принять отказ или не получить немедленно то, что хочется, а это прямой путь к депрессиям. Привыкнув смотреть на все сквозь розовые стекла очков, воспитанниками вальдорфской системы довольно трудно воспринимать его малоприятную сторону.
  • Сложно вписаться в коллектив. Привыкнув к дружелюбному окружению, детям непросто адаптироваться в новой среде, особенно в старших классах, так как образование в вальдорфской школе заканчивается 9-леткой. Но даже начальные классы в обычной СЗШ будут настоящим испытанием.
  • Слабая образовательная система. Воспитатели в детском саду и преподаватели в школе ведут детей от начала и до выпуска. Это значит, что они являются основным источником всего того, что закладывается в ребенка. Как вы сами понимаете, люди все разные, и тут дело везения, насколько грамотными и тонкими будут учителя. В любом случае точные науки остаются в меньшем почете, чем творческие, а потому поступить в ВУЗ будет непросто, хотя выпускники отличаются находчивостью, упорством и умением преодолевать трудности. Впрочем, дальнейшее поступление не является приоритетом данного учебного заведения.

Если спросить мнение родителей, они скажут, как им нравится, что их дети счастливы, преподавание организовано интересно, атмосфера дружественная, налажен тесный контакт с педагогами. Но при этом признают, что наблюдается отставание в знаниях в сравнении с их сверстниками из других садов и школ, а также есть сложности в нахождении общего языка с людьми за пределами привычного окружения.

А вот сторонним наблюдателям происходящее больше напоминает секту. Также им не нравится, что подопечные остаются без присмотра – плещутся в лужах, ходят под дождем, сыплют друг другу на голову песок, часто в плохую погоду их курточки не застегнуты и не надеты шапочки. Возмутительно то, что никого это не волнует.

Там, где сторонники новаторского подхода в педагогике видят познание мира через действие, контакт и ощущение, другие видят халатность, грозящую подорвать здоровье малышей. Вот и выходит, что все зависит от мировоззрения и восприятия.

Надо признать, система способна вырастить здоровое в эмоциональном плане общество, однако остается много «но». Если не считаете данное учение утопией, вальдорфский детский сад станет вашей отправной точкой.

Лицензированные вальдорфские детсады

Хотя методике Рудольфа Штайнера почти сто лет, и на его родине она пользуется популярностью, в Киеве по его стопам пошло всего несколько дошкольных учреждений.

  1. «Золотая сказка» расположен в Киево-Святошинском районе по ул. Крейсер «Аврора», 13-В. Ведет 6 разновозрастных групп (от 3 до 7 лет) по 18 человек, и в каждой по 4 воспитателя. Набор деток начинается с возраста 2,5 вплоть до 6,5 лет. Чтобы больше узнать о нем, каждый последний вторник с сентября по май проводится День открытых дверей, и желающие могут посетить учреждение, чтобы выяснить интересующие нюансы.

ДУЗ руководствуется уникальным методом воспитания и развития детей, а также предлагает:

  • Обустроенные комнаты и детские площадки
  • Арт-занятия
  • Развитие логики
  • Уроки рукоделия, выпечки, иностранных языков, программирования
  • Спортивные секции
  • Экскурсии
  • Организованные праздники
  • Экологически-чистые продукты и воду
  • Раздельное 5-разовое питание
  • Медицинское обслуживание (фармацевтические препараты «Weleda», психолог, логопед, массажист)
  • Игрушки из природных материалов
  • Тесное сотрудничество с родителями
  • Тематические группы по субботам
  • Лекции и семинары
  • Мастер-классы
  • Частная школа-сад «София» находится по ул. Тампере 17-А. Детей сюда принимают с 3,5 лет и в первые 4 класса школы. Всего 3 группы по 25-30 человек. Далее можно остаться проходить обучение до девятого класса. В программе эстетическое развитие, эвритмия, есть спортивный и музыкальный залы.
  • Частный детский садик «Сонях» ищите не Теремках в с. Гатное по ул. Ивана Сирка, 10. Есть ясельная группа, разновозрастная и группа продленного дня с 18:00 ДО 19:00. Ясельную из 8 человек ведут два воспитателя. В разрозненной – 4 педагога и до 20 детей.

Общение идет на украинском и русском языке, а усиленное внимание уделяется дневному ритму:

  • Утренний круг
  • Свобода в игре
  • После прогулки занятия: творчество, эвритмия…
  • Прием пищи три раза в день
  • Использование только предметов из натуральных материалов

Каждый вальдорфский детский сад в Киеве проводит обучение согласно разработанной методике Рудольфа Штайнера, а чтобы попасть туда, записываться следует за два года до поступления.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...
Рейтинг автора
Автор статьи
Татьяна Сергеевна
Написано статей
1
Комментарии
  1. Надежда

    Что в садик записываться нужно за два года неправда.

Добавить комментарий