Раннее развитие детей по методике Монтессори: особенности, стоимость, плюсы и минусы

Мария Монтессори
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем быстрее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей»

Современные родители все чаще предъявляют дошкольным учебным заведениям (ДУЗ) повышенные требования. Им уже недостаточно стандартного ухода, ведь хочется, чтобы ребенок получил как можно больше полезных знаний и навыков, которые обеспечат ему надежный багаж для дальнейших достижений, основанных на личных талантах.

Одним из привлекательных вариантов выглядит сад Монтессори. Итальянский врач и педагог, Мария Монтессори, впервые предложила свою методику в конце ХХ столетия, и скоро ее стали активно применять во всем цивилизованном мире.

Основная идея заключается в свободном воспитании юного индивидуума с учетом его персональных способностей, интересов и возможностей. Крошку ни к чему не принуждают, позволяя самому выбирать интересующее занятие, и предоставляя полную свободу действий.

Методика Монтессори строится вокруг принципа, когда малыш обращается к взрослым: «Помоги мне самому это сделать». То есть взрослые не должны вмешиваться в игровой процесс. Только когда ребенок зайдет в тупик и сам попросит о помощи, лишь в этом случае она будет уместна.

Главные особенности монтессоровской педагогики

  • Специально обученный методике педагог;
  • Наличие вспомогательной литературы и методического материала, разработанного М. Монтессори;
  • Образовательный процесс делится на циклы по три часа;
  • Детки в группах должны быть разного возраста;
  • Не меньше 15-и человек в группе – чем она многочисленней, тем эффективнее детское развитие;
  • Просторная комната, разбитая на несколько зон и наполненая разнообразными предметами;
  • Свобода перемещения по территории и выбор занятия по душе;
  • Самостоятельные действия без вмешательства опекунов – обучение не благодаря объяснениям педагога, а на личном опыте.

Самообучение играет главенствующую роль, и если воспитатель вмешивается, он не помогает, а тормозит саморазвитие. Единственное, что обязаны сделать взрослые – правильно организовать детское пространство, которое будет стимулировать пытливый ум стремиться к новым победам.

Что такое правильно обустроенная среда

Все, что находится вокруг малыша, должно быть ему доступно – соответствовать росту и возрасту. Столы и стулья – иметь размеры и вес, чтобы при необходимости ребенок мог их передвинуть. Но ему следует научиться делать это тихо, чтобы не мешать другим деткам, которые занимаются своими делами. Это входит в занятие по моторике рук, и является частью развивающего процесса.

Данному вопросу уделяют особенное внимание. Маленькие ручки все время чем-то заняты, и благодаря этому их движения становятся более точными. В некоторых детских садах используют фарфоровую посуду, чтобы карапузы на практике учились обращаться с хрупкими вещами, стараясь не просто не повредить их, но и осознать ценность предметов.

Само помещение больше напоминает студию, условно поделенную на зоны «по интересам». Кому-то нравится рисовать, кому-то лепить, кто-то предпочитает изучать объекты или картинки. Во время таких игр детки развивают логическое мышление, учатся считать, читать, распознавать цвета, форму и постигают другие полезные навыки.

Комната обязательно должна быть просторной, хорошо проветриваемой и светлой благодаря естественному освещению. Цветовое оформление также следует хорошо продумать – кричащие краски слишком отвлекают детское внимание, потому лучше подойдут спокойные, нейтральные тона.

Что интересно, находящиеся в комнате предметы представлены в одном экземпляре. Сделано это для того, чтобы подрастающее поколение училось действовать в коллективе (работать вместе, уметь уступать или отстаивать свое право первенства).

Также у деток должен быть свободный доступ к воде, туалетам и растениям, за которыми так интересно ухаживать.

Почему методика развития Монтессори работает

В то время как состоявшаяся личность обучается благодаря усердию, маленький человечек от природы наделен любознательностью, и способностью без каких-либо усилий впитывать предлагаемую информацию. Даже не напрягаясь, он легко запоминает иностранные языки, перенимает манеру поведения окружающих, их привычки и культуру. В этом ему помогают впечатления – в столь раннем возрасте все в новинку, а потому воспринимается эмоционально.

Так происходит до шести лет, после чего эффект быстро ослабевает, а потому то, в каком окружении находится юный исследователь, какие впечатления его окружают, и формирует его сознание.

Монтессори методика раннего развития предлагает такое понятие, как «сензитивные периоды». Это значит, что сознание крохи все время преобразуется. Эти периоды могут следовать друг за другом или накладываться.

  • Формирование речи происходит от рождения до 6-и лет;
  • Движения и действия интенсивно развиваются от 1 года до 4-х лет;
  • Социальные навыки приобретаются в возрасте 2,5–6 лет;
  • Интерес к написанию слов появляется в 6,5 лет.

Бывают периоды, когда ребенку важно видеть вещи на своих местах или когда его интересует устройство предметов. Если он вдруг начинает ломать игрушки – ему важно знать, как они выглядят внутри, как работают.

Стоит не уделить пристальное внимания одному из таких моментов, и время будет безвозвратно упущено. Ежили условия для развития речи у ребенка недостаточно благоприятные, в будущем ему вряд ли удастся стать великим оратором, а также сложнее будет изучать языки.

В качестве примера можно привести интересный факт: дети, которые вынуждены были жить среди животных с 3,5 до 6-и лет, не в состоянии адаптироваться в человеческом обществе – с трудом понимают речь, им легче передвигаться на четвереньках и сложно отказаться от других животных повадок.

Каждый период имеет свои временные рамки и проходит безвозвратно. Хотя эти этапы обязательно переживают все, у каждого они могут немного смещаться и быть разной интенсивности.

Зная об этом, родителям и педагогам очень важно обеспечить максимально позитивную атмосферу и наполнить ее развивающими предметами, чтобы помочь юному созданию стать гармоничной личностью, выявить в себе скрытые таланты и успешно их развить.

На эту тему М. Монтессори написала книгу, которая так и называется: «Впитывающий разум ребенка». В ней автор не только описывает возможности детского разума, но и помогает взрослым осознать, насколько важна их роль в процессе становления нового человека.

Система Монтессори опирается на 10 постулатов:

  1. Постоянная критика учит ребенка осуждать;
  2. Враждебность в его сторону провоцирует его драться;
  3. Слыша похвалу, он обучается давать оценку;
  4. Высмеивание делает ребенка робким;
  5. Поступая с ним честно, мы учим его справедливости;
  6. Снисходительность побуждает терпеливость;
  7. Живя в безопасности, малыш учится доверять;
  8. Чувствуя одобрение, он испытывает самоуважение;
  9. Если его часто стыдят, он знает, что такое вина;
  10. Слыша одобрение и подбадривание, ребенок преисполнится уверенностью в собственных силах.

Оценка системы Монтессори в обществе

В 2006 году авторитетный американский журнал Science, освещающий разные научные достижения, опубликовал результаты исследования эффективности Монтессори-образования для деток 3–6 лет и начальной школы (6–12 лет).

Местом исследования стала государственная американская школа Монтессори, где абитуриентов оценивали на предмет социальной адаптации, академических, познавательных и бихевиористических навыков. Наблюдатели пришли к выводу, что ее ученики значительно опережают своих сверстников из других школ.

Шестилетки, только покинувшие стены детского сада, показали впечатляющие результаты в письме, математике, чтении. Кроме этого они продемонстрировали себя более активными, общительными и позитивно настроенными на игровой площадке.

Методы уникальной системы и ее отдельные приемы в разное время позитивно оценивали и другие компетентные источники, но это не значит, что в розовом цвете она воспринимается всеми безоговорочно.

Педагогика Монтессори порой вызывает большие вопросы у родителей и педагогов. Чаще всего в качестве изъяна указывается на недостаточное творчески-эстетическое совершенствование. В ДУЗ, работающих по этой системе, нет театральных кружков, и к сказкам туту прохладное отношение, поскольку в них нет практической пользы.

Тот факт, что дети сами выбирают себе деятельность, тоже далеко не всеми воспринимается позитивно. Ребенок действительно учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, но это может спровоцировать сложности в принятии чужого мнения, непослушание относительно преподавателей, а в дальнейшем – трудности с субординацией.

Привыкнув выбирать занятия по своему усмотрению, в будущем ребенку будет сложно изучать навязанную школьную программу.

Система Монтессори в действии

Родители, обратившие внимание на садик Монтессори, одним из преимуществ отмечают доступность развивающих игр. Чтобы увлечь малыша, не нужны дорогостоящие игрушки, а достаточно того, что под рукой – прищепки, палочки, катушки и клубки ниток, лоскуты ткани, посуда, пуговицы и даже продукты. Главное идея – придумать со всем этим скарбом захватывающую игру, и тогда кроха с удовольствием примется исследовать возможности предложенных предметов.

Игры Монтессори рассчитаны на разный возраст, но все направлены на улучшение моторики рук, распознавание форм, цвета и названий вещей. Решая головоломки, карапузы развивают фантазию, любопытство и интеллект. Причем предложенные забавы настолько доступные, что их вполне можно использовать дома, ведь развитие – это процесс беспрерывный.

Для деток 1 – 1,5 года.

  1. Разноцветные помпоны из ниток или клубки и пластиковый контейнер или картонная коробка с отверстием в крышке – вот все что вам нужно. Теперь малыш должен постараться сложить клубки в коробку как можно быстрее.
  2. Деревянные палочки от мороженого, трубочки от леденцов, ватные палочки или разрезанные пополам соломинки для коктейлей надо сложить в банку, просунув их через отверстия в крышке, которые вы сделаете заранее.
  3. Несколько катушек с нитками и длинная деревянная палочка – следующие инструменты для игры. Теперь пусть малыш нанизывает палочкой катушки по очереди и складывает их рядышком.
  4. Рисовальная магнитная доска – отличный инструмент, на котором кроха сможет рисовать, одновременно учась уверенно держать ручку.
  5. Магнитная доска с буквами, цифрами и знаками вам пригодится еще не раз. Но учить алфавит и числа можно где и кода угодно, например, искать знакомые знаки на вывесках магазинов.
  6. Специи и ароматные фрукты помогут развить обоняние и узнавать предметы по запаху.
  7. Дети обожают извлекать, слушать и сравнивать разные звуки. Для этого подойдут детские музыкальные инструменты и обычная домашняя утварь вплоть до пластиковых бутылок.
  8. Через прикосновение кроха распознает шероховатые и гладкие поверхности. Для упражнения можно взять мелкозернистую наждачную и обычную бумагу, ткань, пластик. На улице материалов еще больше – трава, камень, дерево и т.д.

Для деток 1,5 – 2 года.

  1. Предложите рассортировать предметы по цвету. Например, прицепить красную прищепку к кусочку красной ткани, синюю к синему лоскуту и т.д.
  2. Смешайте мелкие объекты и предложите малышу с помощью щипчиков или пинцета распределить их по группам. Они должны совпадать по форме или другим признакам (цвету, материалу, названию). Предметами для исследования могут выступать игрушечные машинки, бусины, макаронные изделия, пуговицы.
  3. Пересыпание зерна из одной емкости в другую – это шумно, весело и интересно. А после игры придется все убрать до последнего зернышка, чтобы вновь стало чисто.
  4. Идея матрешки в любых ее проявлениях – коробки разного размера, посуда, детские пасочки и классические куклы-матрешки.
  5. Рисовать пальчиками и ладошками, макая их в краску – чем не творческое развитие?
  6. Наклейте малярной лентой на полу ровную полосу, и пусть ребенок по ней пройдет – помогает в развитие опорно-двигательной системы.

Детки 2–4 года.

  1. Предложите малышу распределить по группам картинки или фигурки живых и неживых объектов.
  2. Найти пару одинаковых предметов – очень полезное занятие на наблюдательность. Отлично подойдут детские носочки, сваленные в кучу. Также это можно преподнести как помощь маме в сортировке белья – наделяет чувством ответственности и нужности.
  3. Продолжая тему сортировки, предложите крохе разложить по отделениям столовые приборы.
  4. Из игрушек большую пользу несут конструкторы разных видов.
  5. Для развития логики пригодятся игры на последовательность действий. Например, чтобы получилась пирамидка, кольца необходимо нанизать от самого большого до самого маленького, соблюдая очередность убывания по размеру.
  6. Завязывать шнурки для ребенка – целая наука. Предоставьте ему возможность постигать ее в любое время. Это может быть специально выделенный для этого ботинок или специальные игрушки с дырочками, в которые надо просунуть тесьму. Сгодятся и крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, а готовые бусы станут отличным подарком маме, сестренке, бабушке или девочке в группе.
  7. Бумага – отличный материал для творчества. Из разноцветных полосок можно плести узоры, а из цельного листа интересно сложить кораблик, самолет или что-то еще.
  8. Раньше отправлять из одного сосуда в другой предлагалось сыпучие материалы, теперь можно пробовать делать то же самое с жидкостями. Если ребенок сам нальет сок в стакан, ничего не пролив – так он почувствует себя почти взрослым, да и напиток так кажется гораздо вкуснее. Лучше сразу приготовить салфетку на тот случай, если без лужиц не обойдется.
  9. И снова позвольте карапузу разложить всякую мелочь по одинаковым кучкам, работая пинцетом, но на этот раз пусть разнообразие предметов будет больше. Это полезное занятие для маленьких ручек всегда актуально. Только следите, чтобы крошечные детали не перекочевали в ушки и носики, ведь это такие соблазнительные отверстия, чтобы прятать сокровища.
  10. Пришло время научиться пользоваться ножницами и ножом. Конечно, они должны быть безопасными. Намазав масло на хлеб, и положив на него кусочек сыра – представьте, сколько будет восторга, если малыш сам сделает себе бутерброд!
  11. Продолжаем учиться считать и читать. Пригодится не только детская доска с буквами и цифрами, а любые предметы вокруг, которые можно сосчитать – яблоки, зубчики на вилке, слова в книге, цифры на электронном табло часов.
  12. Заведите себе «волшебный» мешочек, в который складывайте по одному предмету за раз, а карапуз должен на ощупь угадать, что это такое.
  13. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Пусть он сам чистит зубки, умывается, моет ручки перед едой и после прогулки, кушает, расчесывается, переодевается и складывает свою одежку. Постепенно это войдет в привычку и станет естественным.
  14. Самое любимое занятие ребенка – помогать родителям. Моете окна, посуду, подметаете, готовите еду – привлеките кроху к процессу. Главное сдерживать себя, чтобы тут же не переделывать по-своему. Доверьте ему накрыть на стол – нарисуйте на большом листе бумаги схему столовых приборов (где должна стоять тарелка, лежать ложки, вилки и ножи), а маленький помощник расставит посуду в соответствии с рисунком.
  15. Для стимуляции творческого начала предложите малютке составит букет цветов. Дома можно использовать искусственные, а в сезон цветения растений гораздо интересней собрать живые – одуванчики, колокольчики, ромашки и т.д.

Детки 3 – 5 лет.

  1. Пазлы научат наблюдательности. Для начала подойдут самые простые – картинки на кубиках. Хорошо, если они будут объемными, а не плоскими картонными, или с ручками, за которые удобно брать и держать.
  2. Расширьте цветовую палитру, чтобы ребенок постепенно запоминал новые оттенки. Пусть он разложит цветные палочки, бруски или другие предметы одного размера от самого светлого до самого темного. Для этого есть специальные игрушки Монтессори, но можно воспользоваться теми, что у вас есть или импровизировать – вырезать из цветного картона одинаковые прямоугольники.
  3. Продолжая игры с цветом, попросите малыша найти в палитре тот тон, который ближе всего к его кофточке.
  4. Проделывайте эксперименты по смешиванию красок. Пускай кроха увидит, что два разных колера дают совершенно новый.
  5. Теперь упражнение на память. Сделайте или возьмите готовые картинки, где у каждой есть копия (две одинаковые). Переверните их изображениями вниз, перемешайте и выложите в несколько рядов. Игрок должен открыть две карточки. Если они идентичные – забирает себе, если нет – возвращает на место, но при этом запоминает местоположение. Каждый участник повторяет процедуру, стараясь отыскать парные иллюстрации, учитывая расположение тех, что уже были открыты. Игра продолжается, пока все пары не будут найдены. Постепенно забаву можно усложнять, добавляя новые карточки.
  6. Нарежьте по два лоскута одного размера из тканей разной фактуры и предложите ребенку с закрытыми глазами найти два одинаковых. Точно также можно поступить с другими материалами, например, бумагой разной зернистостью (подойдут даже обрезки обоев).

Сколько стоит детский сад Монтессори

Мы добрались до вопроса, который волнует родителей не меньше, чем светлое будущее их птенцов. Нельзя сказать, что цена счастливого детства в данном случае доступна всем, и в этом значительный и главный минус системы Монтессори.

Например, чтобы отдать ребенка в MONTESSORI SCHOOL, что в Дарницком районе, придется ежегодно платить взнос 5 000 грн.

Неполный день пребывания в группе с 2-х разовым питанием обойдется 90 000 грн/в год.

При целом дне с 4-х разовым питанием – 114 000 грн.

Питание оплачивается отдельно – 175 грн/день.

Дополнительные занятия, услуги логопеда и психолога в общую стоимость тоже не входят.

Чтобы позаниматься с логопедом 10 занятий по 60 минут, предстоит заплатить 25 000 грн.

Для сравнения возьмем еще один сад, но теперь на Оболони – Clever Kids.

Ежегодный обязательный взнос равен $800.

Что касается остальной оплаты, тут несколько другая система – если сразу выплатить годовую сумму, она составит $10 700.

Если разбить ее на два платежа, это будет по $5 800, что в общем составит $11 600.

Аналогично с вариантом в три платежа – каждый равен $4 130, а в сумме за год – $12 390.

Причем это расценки для деток 1,6–3 года. Для возрастных групп 3–5 и 5–7 лет годовые платежи на $400 дешевле, но если захотите, чтобы ваш карапуз научился играть в шахматы, приготовьтесь выложить в месяц еще 1 150 грн.

Кроме этого предусмотрена отдельная летняя программа. В первом случае в качестве подарка за единый платеж она достается бесплатно, в остальных случаях придется доплачивать по $600.

Индивидуальные занятия, естественно, тоже за отдельную плату. Например, оздоровительная физкультура и бассейн, разовое посещение логопеда и психолога – по 250 грн/сеанс.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий