Виды детских садов в Украине и их специализация

Каждый ребенок, это чье-то сокровище, которое нежно оберегают и боятся оставлять в чужих руках. Ревностное отношение родителей вполне естественно, особенно когда предстоит доверить собственное чадо попечению посторонних людей. Как же выбрать детский сад, чтобы он соответствовал личным требованиям?

Хочется найти такой, где каждой крошке уделялось бы достаточно внимания, питание было сбалансированным, образование эффективным, но ненавязчивым, а также не забывали укреплять детский иммунитет.

Ох, уж эти муки выбора! То ли дело было раньше – каждый дом приписывался к определенному дошкольному учебному заведению (ДУЗ / ДНЗ) и, достигнув «садиковского» возраста, малыши распределялись в нем по группам.

Сегодня можно подобрать любое учреждение на свой вкус без привязки к месту проживания, а виды детских садов пестрят разнообразием.

Типы детских садиков

Дошкольные учреждения делятся по форме собственности:

 

  • Государственные;
  • Коммунальные или ведомственные;
  • Коммерческие (они же частные детские сады);
  • Семейные, то есть домашнего типа.

 

Также они разделяются по видам и направлениям:

 

  • Классические детсады;
  • Комбинированные;
  • Общего развития;
  • Компенсирующие;
  • Оздоровительные садики;
  • С национальными элементами;
  • Центры развития;
  • Центры образования;
  • Дошкольные классы при общеобразовательных государственных заведениях;
  • Прогимназии.

 

Чтобы помочь родителям определиться с выбором, рассмотрим каждый пункт более пристально.

***

Государственные детские сады  

Именно на них простирается электронная очередь, созданная в Украине для удобства в 2014 году. Это наиболее экономичный, распространенный и популярный вид ДУЗ. Они полностью подчиняются предписаниям государственных органов, как в образовательном, так и медицинском плане. Питание, развивающие занятия, методы оздоровления, гигиена быта и прочие нормы для всех казенных садиков одинаковы.

Они есть в каждом дворе, и если между ними имеются какие-то отличия, то только благодаря человеческому фактору – отношению персонала к своей работе.

  • Плюсы таких учреждений: близость к дому и дешевизна.
  • Минусы: плотно укомплектованные группы, из-за плохого финансирования постоянные денежные сборы с родителей, зачастую ощущается дефицит методического материала, весьма скромное питание, недостаточно комфортная среда и мало профессиональных педагогов.

Коммунальные и ведомственные ДУЗ

Такие садики принадлежат закрытому союзу людей, принимая деток из коллектива конкретного предприятия или жилого фонда, за чей счет и содержатся. Как правило, численность групп меньше, а родители предъявляют к ним больше требований. Также на собраниях могут вноситься предложения по улучшению качества работы систем и программ, которые рассматриваются администрацией, хотя последнее слово все равно остается за владельцем.

Коммерческие (частные) сады

Эта ниша достаточно велика, чтобы предлагать услуги населению с разным достатком. С каждым годом частных детских садиков становится больше, и в борьбе за клиентуру они придумывают все более интересные программы. Кто-то делает упор на физическое развитие и здоровье, кто-то сосредоточен на творческом и интеллектуальном совершенствовании.

Частные детские сады привлекают тем, что в группах обычно гораздо меньше деток, чем в государственных учреждениях. Это позволяет уделять каждому малышу достаточно времени, что благотворно сказывается на его физическом состоянии и кругозоре. Также среди положительных моментов – разнообразное питание, уютные комнаты оформлены не просто красиво, а продуманно и правильно из экологически чистых материалов. Некоторые частные садики прикреплены к школам, куда деткам впоследствии проще поступить.

К сожалению, минусы тоже есть:

  • Даже самые скромные расценки доступны не каждому;
  • Количество таких садов недостаточно, чтобы принять всех желающих;
  • Часто они находятся далеко от дома, и дорога занимает много времени.

В таких учреждениях с детками работает высококвалифицированный персонал, применяются смелые методики развития. Наверняка вы слышали о таких направлениях, как вальдорфские детские сады и работающие по системе Монтессори.

Вальдорфская педагогика рассчитана на тех, кто готов придерживаться ее философии. Дети, родители и воспитатели становятся единой семьей, где нет негативных эмоций, стрессов, раздражителей. Причем в буквальном смысле слова домашний очаг придется подстраивать под требования садика, и если вам скажут избавиться от телевизора и компьютера, придется это сделать. Анализу подвергается даже литература, и предлагать книги для детского чтения можно только после предварительного согласования их с педагогом.

В одной группе находятся дети разного возраста (от 3-х до 7-и лет) по 15-20 человек, чтобы младшие могли учиться у старших.

В таком саду стараются развивать личные таланты, ставя творчество во главе всего. Детвору учат жить в гармонии с собой и окружающим миром, умению наблюдать, чувствовать и мечтать.

Выражение «играл в детстве деревянными игрушками» тут имеет буквальный смысл. Современные технологии в виде телефонов и планшетов под запретом, зато кубики, глина, пластилин и краски приветствуются. Более того – идеально, если игрушка сделана собственными руками. Даже еду тут готовят из тех продуктов, что вырастили сами на грядках.

Стать абитуриентом такого сада могут далеко не все. Решение, подходите ли вы коллективу, принимается лишь после собеседования и месяца испытательного срока.

Конкурентом выступает другая методика дошкольного образования – Монтессори. Как и в вальдорфский системе, в ней разновозрастные группы, а упор делается на том, что каждый ребенок – отдельная личность, не похожая на остальных, а потому требует индивидуального подхода. Однако есть и радикальные отличия. Например, местная философия призывает помогать крохам только в том случае, если они сами об этом попросят, а до этого разрешено лишь наблюдать за их действиями.

Поскольку сказки нереальны, Монтессори их отвергает. Обучение через игры тоже не приветствуется, а искусство отодвигается на второй план. Вместо этого малышам предлагается познавать настоящие предметы и по предложенному образцу создавать из подручных материалов аналогичные объекты, то есть – копировать их форму.

Задача такого ДУЗ в самостоятельном формировании у маленьких людей личного жизненного опыта через решение проблем, с которыми они сталкиваются.

Группы довольно большие – 20-25 человек. По мнению приверженцев учения, многочисленность – один из решающих факторов для достижения успеха.   

Языковые детские сады

В простой игровой форме малюткам тут помогают освоить азы иностранных языков. В столь юном возрасте гораздо проще познать эту науку, и если у ребенка налицо талант лингвиста, это неплохой старт для начала выбранного пути.

Сады домашнего типа

Хотя это явление и присутствует, но настоящей популярности не обрело. В Украине пока достаточно сложно получить разрешение на открытие ДУЗ семейного типа из-за устаревших законов. Например, одним из требований является наличие отдельного помещения и собственной огороженной прилегающей территории.

Найти официальный домашний детский сад непросто. В основном это незарегистрированные, а потому неподконтрольные государству организации. Решившись отдать в такую группу ребенка, родители сильно рискуют. Тут вопрос везения – можно действительно найти воспитателей энтузиастов, любящих детей и с большим багажом полезных знаний для воспитания подрастающего поколения. Но если что-то пойдет не так, отстоять правду будет очень сложно.

Что касается оплаты, она гораздо выше, чем в государственных учреждениях, поскольку учредители семейной группы сами покупают все необходимое. Однако все зависит от запросов родителей и возможностей организаторов, а потому нет единого стандарта расценок.

Детские сады по специализации

Основная черта вышеперечисленных ДУЗ – их стоимость. А цена, как известно, определяет качество услуг. Сейчас же посмотрим на виды детских садов со стороны их профессиональной направленности.

***

Классические ДУЗ – это представители государства с общеразвивающей программой, рассчитанной на определенный возраст. Такие сады руководствуются разработанными в министерствах образования и здоровья нормативами, и изменению не подлежат. Тут все усреднено и нет углубленного изучения предметов или несогласованных методик оздоровления.  

Сюда же можно отнести комбинированные детские сады, где в классическом учреждении находится несколько групп, в которых применяются разные проекты: развивающие, оздоровительные или компенсирующие. Это удобно, если родители вдруг решат перейти из одной группы в другую, решив, что так будет лучше для ребенка. При этом опекунам нет необходимости искать новое учреждение, а карапузу – привыкать к новым лицам и графику.

Детские сады общего формирования, как правило, следуют выбранному для себя направлению: в плане физического воспитания, интеллектуального или художественно-эстетического. Именно на это следует обращать внимание при выборе ДУЗ для своего ребенка.

Компенсирующие детские сады бывают санаторными и специальными, а рассчитаны на деток с определенными проблемами: психического развития, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, желудочно-кишечного тракта, ослабленного иммунитета и т.д. Дабы попасть в такой садик, необходимо заключение узкого специалиста, что ребенку действительно требуется специальный уход.

Группы в таких заведениях состоят всего из нескольких малышей, дабы персонал мог своевременно уделить внимание каждому, а помимо воспитателей в штате имеются профильные доктора.    

Тут разрабатываются специальные программы, учитывающие развитие и состояние здоровья детворы, создаются особые условия, а к персоналу предъявляются повышенные требования. Например, в компенсирующих ДУЗ не просто диетическая кухня, а подстроенная под особенности каждого ребенка. В некоторых учреждениях предусмотрен массажный кабинет, бассейн, консультации психолога. Родители могут побеседовать с врачами или педагогами, попросить совета или вместе скорректировать индивидуальную программу.

В названии «Оздоровительные сады» уже заложено определение. Их работа направлена на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и общее физическое становление. У них есть свой спортзал, где детки проводят много времени, под руководством педагога играя в подвижные игры или выполняя специальные комплексы упражнений, в том числе и на тренажерах.

Тут могут применять фитотерапию и закаливание, делать массажи, дыхательные гимнастики, ингаляции, лечебную физкультуру (ЛФК).

Детские сады с национально-образовательными элементами тоже набирают обороты. Деток знакомят с разными народностями и прививают толерантное к ним отношение. Учат жить в гармонии с миром, уважать чужую культуру и вероисповедание, воспринимать традиции других этнических рас с пониманием и терпимостью.

Во время занятий они узнают особенности обычаев людей с иных континентов и стран, одновременно изучая их географию и историю.

Центры развития направлены на комплексное совершенствование детей, включая эстетическое, интеллектуальное и физическое формирование личности. Тут часто разыгрывают театрализованные сценки, ставят спектакли, устраиваются художественные выставки из работ воспитанников.

Ребенку прививают умение самостоятельно мыслить и быстро находить верный ответ, используя не только знания, но и логику. Однако не забывается и столь важный момент, как здоровье. Поскольку движение – это жизнь, в центрах имеется собственный оборудованный спортивный зал, а порой и бассейн.

Центры образования взяли на себя роль по подготовке малышей к школе. В программе присутствуют необходимые общеобразовательные предметы, но часто имеется профильное направление – математика или гуманитарные науки. Это поможет тем деткам, которых родители планирует отдать в специализированную школу с определенным уклоном.

Дошкольные группы находятся при школах и готовят будущих учеников. Занятия длятся около 25-и минут и прерываются переменами. Тут они постигают науку письма, точного счета, чтения, естествознания.    

Прогимназия уже больше напоминает школу. Набор наук в ней более обширный, нежели в дошкольной группе, хотя преподавание ведется в виде игры. Помимо математики, письма, чтения, иностранных языков, предусмотрены занятия по хореографии, лепке, рисованию, музыке и другим курсам.

Очень важно при выборе прогимназии обращать внимание на комплекс предметов, поскольку у каждой собственная программа развития, и не обязательно будет соответствовать вашим запросам.

Основной плюс таких учреждений – они довольно мягко вводят юного ученика в школьную среду. Разработанная методика ненавязчиво помогает адаптироваться к режиму, требованиям, смене обучающего процесса и отдыха, стать дисциплинированным. Тут начинающие ученики понимают важность домашних заданий и привыкают, что их старания оценивают, пусть пока в словесной форме, стимулируя развиваться.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий