Готовим ребенка к детскому саду. Как это сделать? – шпаргалка для родителей
Когда в семье появляется младенец, родители неустанно задаются вопросами о его здоровье, воспитании, досуге и образовании. Одной из задачек на засыпку является тема о дошкольном детском учреждении (ДУЗ/ДНЗ) – однажды придется решить, оформлять или нет кровинку в садик? В каком возрасте это лучше делать? Готов ли малыш к столь серьезному испытанию? Как подготовить ребенка в детский сад? Так ли уж необходимо вообще его туда отдавать?
Эти и прочие дилеммы не покидают головы мам.
Не так-то просто принять верное решение, и для многих это своего рода экзамен на зрелость – насколько они готовы не просто принимать решения, а проявлять мудрость взрослого человека.
Содержание статьи
Сдавать или нет? – вот, в чем вопрос
Если сомневаетесь, стоит ли отдавать свою кровинушку в ДУЗ, обратитесь к мнению специалистов. К примеру, украинский доктор Евгений Комаровский на этот счет дает ясный ответ.
Почему это важно?
- Вживание в коллектив.
Поскольку каждая личность не что иное, как коллективное животное, ему необходимо научиться вести себя в обществе. Сделать это можно только в «стае», то есть – в кругу других людей, и желательно, чтобы это были посторонние, а не близкие лица.
Если родителями и бабушкой с дедушкой ребенок манипулирует довольно просто, то чужие отстаивают собственные интересы. Это заставляет карапуза искать компромисс, что способствует обучению гибкости отношений. Стоит ли говорить, что в будущем это поможет ему находить друзей, строить отношения с противоположным полом и продвигаться в карьере.
Никакие няни и гувернантки, какими бы профессиональными качествами они не обладали, не научат науке под названием «жизнь».
- Развивается инициативность.
Когда в группе 10 – 20 человек, естественно, что воспитатель не может сосредоточиться на одном малыше, а распределяет свое внимание между группой относительно поровну. Даже самый неприспособленный к самостоятельности ребенок однажды будет вынужден сам встать с горшка и поднять штанишки, вымыть руки, взять ложку и постичь другие житейские премудрости.
- Укрепляется иммунитет.
То, что дети в дошкольных учреждениях начинают чаще болеть, знают все. Однако не стоит этого бояться, ведь именно так организм учится бороться с микробами. В основном это респираторные заболевания, затрагивающие дыхательную систему.
Нельзя также забывать и про такие вирусы, как ветряная оспа, скарлатина, корь и краснуха, которые гораздо легче переносятся в детстве и сложнее в зрелом возрасте, порой принося серьезные осложнения. К тому же, не переболев одной из «детских болезней» в саду, остается большая вероятность того, что она настигнет в школе, а это пропущенные занятия и новой программы.
«Белая ворона»
Какими бы стройными не выглядели аргументы в пользу детского сада, всегда есть исключение. Небольшой процент деток действительно недетсадовские. Чтоб понять, ваш ли это случай, понаблюдайте за ребенком. Если он:
- Не любит общаться с коллективом и остается всегда в стороне.
- Стал плохо кушать.
- Ночью вскакивает из-за кошмаров.
- Начал слишком часто болеть.
- Сильно исхудал.
- Постоянно раздражается и капризничает.
Если это продолжается несколько месяцев, и ситуация только усугубляется, для начала проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, ребенок пока не готов к переменам. Придет время, и с вашей помощью он это перерастет, а пока ему лучше побыть в привычной домашней обстановке среди знакомых лиц.
Закаливание, как основа здоровья
Когда вопрос с ДУЗ изначально решен в его пользу, чтобы подготовка ребенка к детскому саду не стала трудной работой для вас и травмой для крохи, важно приступить к процессу заранее. Одно из правил – укрепление иммунитета с самого рождения.
Если семья привыкла вести здоровый образ жизни и под контролем педиатра проводит комплекс закаливающих мероприятий малышу – это здорово. Но значительных успехов можно достичь и без радикальных методов.
- Регулярно проветривайте не только детскую, но и остальные помещения в доме.
- Воздух в квартире не должен быть пересушенным.
- По возможности спите при открытой форточке.
- Гуляйте в любую погоду не меньше 4-х часов.
- Не кутайте ребенка, но и не переохлаждайте.
- Следите, чтобы он не гулял вспотевший и с промокшими ногами.
- Подбирайте одежду для садика в соответствии с температурой в группе.
- С первыми признаками заболевания оставляйте его дома. Так он сам не заработает осложнений, и не заразит остальных деток.
Что должен уметь малыш?
Чаще всего родители предпочитают оформлять деток в сад в 2,5 – 3 года. В этом возрасте они уже проявляют самостоятельность, и могут без постороннего участия совершать некоторые манипуляции или хотя бы вразумительно попросить о помощи старших.
Владение определенными навыками значительно упростит жизнь малыша. Поскольку каждый его шаг не будет зависеть от взрослых, он сможет сосредоточить свое внимание на играх и налаживании контакта с другими детками.
Желательно, чтобы ребенок знал, умел и выполнял:
- Самостоятельно ходил в туалет (снимал и подтягивал штанишки) или сообщал о своем желании няне.
- Без чужой помощи мыл и вытирал ручки.
- Мог сам кушать и пользоваться салфеткой.
- Не разговаривал с полным ртом.
- Складывал игрушки на место.
- Выполнял простые просьбы типа: отнести или принести, подобрать и поставить на место.
- Одевался/раздевался. Дабы упростить задачу, подбирайте его одежку так, чтобы на ней не было сложных застежек. Вместо пуговиц пусть будут кнопки, а вместо шнурков – липучки.
- Складывал свои вещи в шкафчик после прогулки или на стул перед сном.
- Знал названия предметов, частей своего тела, животных, продуктов и основные цвета.
- Был приучен к порядку – не разбрасывал мусор, не мешал другим деткам спать, не перебивал и не перекрикивал, и т.д.
- Помимо практических навыков он должен быть управляемым – реагировать на замечания взрослых, не отнимать игрушки и не драться, понимать разницу между «хорошо» и «плохо».
Нахождение в коллективе
Чем больше времени ребенок контактирует только с мамой и папой, тем сложнее в будущем ему вступать в контакт с остальным обществом. Помните анекдот?
Родился в одной семье милый мальчуган, и все бы хорошо, да только он всегда молчал. Папа с мамой и решили, что сынуля немой, но когда ему исполнилось пять лет, во время обеда он вдруг изрек:
— Суп пересоленный.
Семья в шоке.
— Сыночек заговорил, радость то какая! А почему же ты раньше молчал?
— Так раньше все отлично было.
Аналогичная ситуация при изоляции в кругу близких – малютку устраивает сложившаяся модель поведения, а потому сложно понять, почему вдруг надо что-то менять, ведь все так чудесно. Именно поэтому с первых дней малыш должен «вращаться в обществе». Пусть вначале это будут бабушка и дедушка (если они не живут вместе с ним), дяди и тети, няня.
По мере взросления важно приучать его играть с другими детками, и игровая площадка подходит для этого идеально. В песочнице юные члены социума учатся делиться игрушками, совместно веселиться, создавать конфликты и выходить из них.
Когда позволяет погода, встречаться лучше на свежем воздухе во дворе, в остальное время можно посещать специально оборудованные комнаты в больших торговых или развлекательных центрах. Персонал таких комнат работает как почасовая няня, так что это возможность начать приучать кроху к временной разлуке с вами.
Главное объяснить, что вы скоро вернетесь и обязательно его заберете, а пока он может весело провести время на горках, в бассейне с мячиками, лазая по лесенкам и за другими развлечениями.
Главное в этом деле избежать спешки, пусть это будет постепенный процесс – походите в игровую комнату несколько дней, чтобы он привык к обстановке, и только потом попробуйте договориться о вашей временной отлучке. Если глазки птенчика заполнились слезами, значит оставлять его одного пока рано.
Еще вариант – доверить на пару часов карапуза подруге или соседке, с которой вы и он хорошо знакомы. Отлично, если при этом у нее тоже есть детки примерно одного возраста с вашим чадом. Периодически мамы-подруги могут собирать вместе несколько кноп, по очереди присматривая за ними. В дальнейшем малыш не будет остро реагировать на расставание, зная, что вы скоро вернетесь, так что это отличная подготовка ребенка к детскому саду.
Чем чаще происходит контакт со старшими, тем быстрее приходит понимание, что кроме мамы есть много других хороших людей, с которыми приятно общаться.
Распорядок дня и меню
- В идеале, когда домашний график сна и активности совпадает с детсадовским или максимально к нему приближен.
- Еда в саду должна быть привычной.
В каждой семье свои традиции и правила, и надо понимать, что если взрослому человеку непросто ломать их, то карапузу подавно. Если он любит утром подольше поспать, а вечером способен резвиться чуть ли не до полуночи, очень сложно будет привыкнуть к ранним подъемам и вечерним отбоям.
Конечно, лучше с рождения придерживаться рекомендуемого врачами режима, но если он не соблюдался, тогда пора начать его корректировать. Штурмовать события не стоит. Лучше постепенно сдвигать время сна и бодрствования на полчаса, чтобы это было не так ощутимо. Даже в выходные и праздники не целесообразно выходить за установленные рамки слишком сильно, поскольку возвращаться в них будет непросто.
По правилам утренний подъем назначен на 7:30, чтобы в 9:00 уже приступить к завтраку. Далее в 10:30 запланируйте часовую прогулку, чтобы к 12:00 успеть нагулять аппетит для обеда. После еды дневной сон, а в 15:30 после полдника по расписанию вновь прогулка.
Аналогично необходимо поступить и с меню. Если дома преобладают каши, омлетами, супы, запеканки, сырники, тушеные овощи и котлеты, компоты и кисели, в садике с питанием не возникнет проблем, а сытый ребенок всегда более уравновешенный и веселый.
Развивающие занятия в дошкольных учреждениях
Посещение групповых занятий в развивающих центрах или творческих кружках будет положительным опытом. Тут детвора одновременно получает полезные навыки и знания, а заодно учится взаимодействовать с коллективом.
Подберите то, что малышу нравится больше всего, и тогда он будет ждать их с нетерпением.
Знакомимся с детским садом
То, как выбрать детский сад, наверняка вы уже знаете. Определившись с ДУЗ, старайтесь чаще гулять вблизи него с будущим абитуриентом, когда группу выводят на прогулку. Обращайте внимание малыша на то, как весело деткам в садике, как много у них игрушек, в какие интересные игры они вовлечены.
Подготовка ребенка к детскому саду – занятие ответственное и не терпит суеты. Задача взрослых заинтриговать кроху предстоящими развлечениями, но не преувеличивать будущие блага. Также не следует пугать детским садом («ведешь себя плохо дома, пойдешь в садик, пусть там тебя воспитывают»).
Непременно сообщите ребенку, что вечером, когда он вдоволь наиграется, отдохнет с новыми друзьями во время дневного сна и покушает, вы за ним обязательно вернетесь. А чтобы рассеять недоверие, возвращайтесь вместе к садику, когда родители забирают детвору домой, чтобы малыш сам увидел, как это происходит.
Сказки и книжки
Дайте ребенку понять, что в садике весело. Убедить его в этом поможет мультик про Петю Пяточкина и верные друзья книжки:
- Полезные сказки «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад» авторов С. Петровой и А. Ласточкиной.
- «Зайка идет в садик» – автор О. Громова.
- «Софійка йде до дитячого садочка» – Л. Шнайдер и Е. Венцель.
Для родителей тоже есть немало полезной литературы. Среди них:
- «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» – А. Быкова.
- «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям» – А Русаков.
Мамино настроение
Первое, что надо уяснить взрослым, желающим помочь малышу с адаптацией к новым реалиям – дети чутко реагируют на смену настроения близких людей. Если вы терзаетесь вопросами, стоит ли вверять дитятко чужим людям, постоянно нервничаете и тревожитесь, что он будет все время болеть, плакать и голодать, ребенок непременно уловит негативные флюиды, и на подсознательном уровне будет оправдывать все ваши опасения.
Успеха можно добиться только с позитивным настроем. Метальная связь мамы и ребенка сильна, а потому важно самой быть уверенной в правильности начатого предприятия. Это передастся крохе, и он без особых проблем освоится в коллективе.
Постепенное привыкание
Вначале расставание может быть кратковременным – ежедневно на час, затем на два, потом до обеда. Каждый раз, увеличивая время разлуки, дайте ребенку привыкнуть к нему в течение нескольких дней.
Входить в группу малыш должен добровольно и без истерик – только так он сможет принять перемены в своей жизни. Не спешите уходить, если глазки наполнились горькими слезами. Вернитесь, успокойте, сто раз обнимите и расцелуйте, убедите в том, что вы непременно придете и заберете его домой.
Советы родителям
- Не спешите выходить на работу.
Обычно поступление в детский садик совпадает с возобновлением карьеры. Но нельзя забывать, что поначалу ребенок болеть будет чаще обычного, причем это может затянуться на 3–5 месяцев, а то и дольше.
Постоянные больничные только раздражают начальство и коллег, вы начинаете нервничать и водить малыша в группу с соплями. В свою очередь это провоцирует осложнения со здоровьем, недовольство администрации сада и других родителей. Малыш температурит, начальство психует, вы нервничаете – в результате все несчастны.
Лучше отложить выход на работу, чтобы при малейших признаках недомогания оставлять кнопку дома, не допуская прогрессирования инфекции.
- Выбирайте правильный сезон.
Наиболее неудачное время года для начала посещения садика – с октября по апрель. Причины понятны – сырость, холодные ветры, мороз. В этот период особенно активно распространяются вирусные респираторные заболевания, мешая полноценной адаптации.
- Поощряйте в ребенке самостоятельность.
Поскольку важно, чтобы малыш при поступлении в ДУЗ владел элементарными навыками, позвольте ему самому делать посильную работу.
На это порой требуется немало времени, так что планируйте распорядок дня с учетом таких задержек.
После того, как он освоил одну задачу, предложите следующую. Не надо подгонять или делать что-то самому, если с первых попыток у маленьких ручек что-то не получилось («давай я сама, так будет быстрее»). Только когда ясно, что без посторонней помощи дело не сдвинется, покажите, как это делается правильно, и дайте второй шанс на успех. Однако слишком перегружать заданиями тоже не стоит. Чтобы почувствовать в себе уверенность, ребенок должен сам добиваться маленьких побед.
- Не подкупайте.
Конечно, деток надо время от времени баловать подарками, но неправильно превращать это в сделку: «ты идешь в садик, а я тебе куплю игрушку или вкусняшку». Вы ходите в офис, а ребенок в садик – у каждого свои обязанности. Иногда можно устроить приятный вечер после трудового дня, но тогда вы и себя должны побаловать за хорошую работу.
- Забирайте ребенка из сада вовремя.
Хотя ДУЗ работают до 19:00, обычно деток начинаю забирать раньше. Когда из группы уводят одного ребенка, остальные с нетерпением начинают выглядывать собственных родителей. Не допускайте, чтобы ваш карапуз оставался последним – так он чувствует себя забытым, обиженным и ненужным.
***
Эти основные моменты помогут понять, как подготовить ребенка в детский сад без лишних травм для его психики и здоровья. Наберитесь терпения, и карапуз будет с радостью бежать в группу на встречу с новыми друзьями.