Готовим ребенка к детскому саду. Как это сделать? – шпаргалка для родителей

Когда в семье появляется младенец, родители неустанно задаются вопросами о его здоровье, воспитании, досуге и образовании. Одной из задачек на засыпку является тема о дошкольном детском учреждении (ДУЗ/ДНЗ) – однажды придется решить, оформлять или нет кровинку в садик? В каком возрасте это лучше делать? Готов ли малыш к столь серьезному испытанию? Как подготовить ребенка в детский сад? Так ли уж необходимо вообще его туда отдавать?

Эти и прочие дилеммы не покидают головы мам.

Не так-то просто принять верное решение, и для многих это своего рода экзамен на зрелость – насколько они готовы не просто принимать решения, а проявлять мудрость взрослого человека.

Подготовка к детскому саду

Сдавать или нет? – вот, в чем вопрос

Если сомневаетесь, стоит ли отдавать свою кровинушку в ДУЗ, обратитесь к мнению специалистов. К примеру, украинский доктор Евгений Комаровский на этот счет дает ясный ответ.

Мнение эксперта
Евгений Комаровский
Педиатр, врач высшей категории, писатель, телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского».
«Детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания».

Почему это важно?

  1. Вживание в коллектив.

Поскольку каждая личность не что иное, как коллективное животное, ему необходимо научиться вести себя в обществе. Сделать это можно только в «стае», то есть – в кругу других людей, и желательно, чтобы это были посторонние, а не близкие лица.

Если родителями и бабушкой с дедушкой ребенок манипулирует довольно просто, то чужие отстаивают собственные интересы. Это заставляет карапуза искать компромисс, что способствует обучению гибкости отношений. Стоит ли говорить, что в будущем это поможет ему находить друзей, строить отношения с противоположным полом и продвигаться в карьере.

Никакие няни и гувернантки, какими бы профессиональными качествами они не обладали, не научат науке под названием «жизнь».

  1. Развивается инициативность.

Когда в группе 10 – 20 человек, естественно, что воспитатель не может сосредоточиться на одном малыше, а распределяет свое внимание между группой относительно поровну. Даже самый неприспособленный к самостоятельности ребенок однажды будет вынужден сам встать с горшка и поднять штанишки, вымыть руки, взять ложку и постичь другие житейские премудрости.

  1. Укрепляется иммунитет.

То, что дети в дошкольных учреждениях начинают чаще болеть, знают все. Однако не стоит этого бояться, ведь именно так организм учится бороться с микробами. В основном это респираторные заболевания, затрагивающие дыхательную систему.

Мнение эксперта
Евгений Комаровский
Педиатр, врач высшей категории, писатель, телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского».
«Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания».

Нельзя также забывать и про такие вирусы, как ветряная оспа, скарлатина, корь и краснуха, которые гораздо легче переносятся в детстве и сложнее в зрелом возрасте, порой принося серьезные осложнения. К тому же, не переболев одной из «детских болезней» в саду, остается большая вероятность того, что она настигнет в школе, а это пропущенные занятия и новой программы.

«Белая ворона»

Какими бы стройными не выглядели аргументы в пользу детского сада, всегда есть исключение. Небольшой процент деток действительно недетсадовские. Чтоб понять, ваш ли это случай, понаблюдайте за ребенком. Если он:

  • Не любит общаться с коллективом и остается всегда в стороне.
  • Стал плохо кушать.
  • Ночью вскакивает из-за кошмаров.
  • Начал слишком часто болеть.
  • Сильно исхудал.
  • Постоянно раздражается и капризничает.

Если это продолжается несколько месяцев, и ситуация только усугубляется, для начала проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, ребенок пока не готов к переменам. Придет время, и с вашей помощью он это перерастет, а пока ему лучше побыть в привычной домашней обстановке среди знакомых лиц.

Закаливание, как основа здоровья

Когда вопрос с ДУЗ изначально решен в его пользу, чтобы подготовка ребенка к детскому саду не стала трудной работой для вас и травмой для крохи, важно приступить к процессу заранее. Одно из правил – укрепление иммунитета с самого рождения.

Если семья привыкла вести здоровый образ жизни и под контролем педиатра проводит комплекс закаливающих мероприятий малышу – это здорово. Но значительных успехов можно достичь и без радикальных методов.

  • Регулярно проветривайте не только детскую, но и остальные помещения в доме.
  • Воздух в квартире не должен быть пересушенным.
  • По возможности спите при открытой форточке.
  • Гуляйте в любую погоду не меньше 4-х часов.
  • Не кутайте ребенка, но и не переохлаждайте.
  • Следите, чтобы он не гулял вспотевший и с промокшими ногами.
  • Подбирайте одежду для садика в соответствии с температурой в группе.
  • С первыми признаками заболевания оставляйте его дома. Так он сам не заработает осложнений, и не заразит остальных деток.

Что должен уметь малыш?

Чаще всего родители предпочитают оформлять деток в сад в 2,5 – 3 года. В этом возрасте они уже проявляют самостоятельность, и могут без постороннего участия совершать некоторые манипуляции или хотя бы вразумительно попросить о помощи старших.

Владение определенными навыками значительно упростит жизнь малыша. Поскольку каждый его шаг не будет зависеть от взрослых, он сможет сосредоточить свое внимание на играх и налаживании контакта с другими детками.

Желательно, чтобы ребенок знал, умел и выполнял:

  • Самостоятельно ходил в туалет (снимал и подтягивал штанишки) или сообщал о своем желании няне.
  • Без чужой помощи мыл и вытирал ручки.
  • Мог сам кушать и пользоваться салфеткой.
  • Не разговаривал с полным ртом.
  • Складывал игрушки на место.
  • Выполнял простые просьбы типа: отнести или принести, подобрать и поставить на место.
  • Одевался/раздевался. Дабы упростить задачу, подбирайте его одежку так, чтобы на ней не было сложных застежек. Вместо пуговиц пусть будут кнопки, а вместо шнурков – липучки.
  • Складывал свои вещи в шкафчик после прогулки или на стул перед сном.
  • Знал названия предметов, частей своего тела, животных, продуктов и основные цвета.
  • Был приучен к порядку – не разбрасывал мусор, не мешал другим деткам спать, не перебивал и не перекрикивал, и т.д.
  • Помимо практических навыков он должен быть управляемым – реагировать на замечания взрослых, не отнимать игрушки и не драться, понимать разницу между «хорошо» и «плохо».

Нахождение в коллективе

Чем больше времени ребенок контактирует только с мамой и папой, тем сложнее в будущем ему вступать в контакт с остальным обществом. Помните анекдот?

Родился в одной семье милый мальчуган, и все бы хорошо, да только он всегда молчал. Папа с мамой и решили, что сынуля немой, но когда ему исполнилось пять лет, во время обеда он вдруг изрек:

— Суп пересоленный.

Семья в шоке.

— Сыночек заговорил, радость то какая! А почему же ты раньше молчал?

— Так раньше все отлично было.

Аналогичная ситуация при изоляции в кругу близких – малютку устраивает сложившаяся модель поведения, а потому сложно понять, почему вдруг надо что-то менять, ведь все так чудесно. Именно поэтому с первых дней малыш должен «вращаться в обществе». Пусть вначале это будут бабушка и дедушка (если они не живут вместе с ним), дяди и тети, няня.

По мере взросления важно приучать его играть с другими детками, и игровая площадка подходит для этого идеально. В песочнице юные члены социума учатся делиться игрушками, совместно веселиться, создавать конфликты и выходить из них.

Когда позволяет погода, встречаться лучше на свежем воздухе во дворе, в остальное время можно посещать специально оборудованные комнаты в больших торговых или развлекательных центрах. Персонал таких комнат работает как почасовая няня, так что это возможность начать приучать кроху к временной разлуке с вами.

Главное объяснить, что вы скоро вернетесь и обязательно его заберете, а пока он может весело провести время на горках, в бассейне с мячиками, лазая по лесенкам и за другими развлечениями.

Главное в этом деле избежать спешки, пусть это будет постепенный процесс – походите в игровую комнату несколько дней, чтобы он привык к обстановке, и только потом попробуйте договориться о вашей временной отлучке. Если глазки птенчика заполнились слезами, значит оставлять его одного пока рано.

Еще вариант – доверить на пару часов карапуза подруге или соседке, с которой вы и он хорошо знакомы. Отлично, если при этом у нее тоже есть детки примерно одного возраста с вашим чадом. Периодически мамы-подруги могут собирать вместе несколько кноп, по очереди присматривая за ними. В дальнейшем малыш не будет остро реагировать на расставание, зная, что вы скоро вернетесь, так что это отличная подготовка ребенка к детскому саду.

Чем чаще происходит контакт со старшими, тем быстрее приходит понимание, что кроме мамы есть много других хороших людей, с которыми приятно общаться.

Распорядок дня и меню

  • В идеале, когда домашний график сна и активности совпадает с детсадовским или максимально к нему приближен.
  • Еда в саду должна быть привычной.

В каждой семье свои традиции и правила, и надо понимать, что если взрослому человеку непросто ломать их, то карапузу подавно. Если он любит утром подольше поспать, а вечером способен резвиться чуть ли не до полуночи, очень сложно будет привыкнуть к ранним подъемам и вечерним отбоям.

Конечно, лучше с рождения придерживаться рекомендуемого врачами режима, но если он не соблюдался, тогда пора начать его корректировать. Штурмовать события не стоит. Лучше постепенно сдвигать время сна и бодрствования на полчаса, чтобы это было не так ощутимо. Даже в выходные и праздники не целесообразно выходить за установленные рамки слишком сильно, поскольку возвращаться в них будет непросто.

По правилам утренний подъем назначен на 7:30, чтобы в 9:00 уже приступить к завтраку. Далее в 10:30 запланируйте часовую прогулку, чтобы к 12:00 успеть нагулять аппетит для обеда. После еды дневной сон, а в 15:30 после полдника по расписанию вновь прогулка.

Аналогично необходимо поступить и с меню. Если дома преобладают каши, омлетами, супы, запеканки, сырники, тушеные овощи и котлеты, компоты и кисели, в садике с питанием не возникнет проблем, а сытый ребенок всегда более уравновешенный и веселый.

Развивающие занятия в дошкольных учреждениях

Посещение групповых занятий в развивающих центрах или творческих кружках будет положительным опытом. Тут детвора одновременно получает полезные навыки и знания, а заодно учится взаимодействовать с коллективом.

Подберите то, что малышу нравится больше всего, и тогда он будет ждать их с нетерпением.

Знакомимся с детским садом

То, как выбрать детский сад, наверняка вы уже знаете. Определившись с ДУЗ, старайтесь чаще гулять вблизи него с будущим абитуриентом, когда группу выводят на прогулку. Обращайте внимание малыша на то, как весело деткам в садике, как много у них игрушек, в какие интересные игры они вовлечены.

Подготовка ребенка к детскому саду – занятие ответственное и не терпит суеты. Задача взрослых заинтриговать кроху предстоящими развлечениями, но не преувеличивать будущие блага. Также не следует пугать детским садом («ведешь себя плохо дома, пойдешь в садик, пусть там тебя воспитывают»).

Непременно сообщите ребенку, что вечером, когда он вдоволь наиграется, отдохнет с новыми друзьями во время дневного сна и покушает, вы за ним обязательно вернетесь. А чтобы рассеять недоверие, возвращайтесь вместе к садику, когда родители забирают детвору домой, чтобы малыш сам увидел, как это происходит.

Сказки и книжки

Дайте ребенку понять, что в садике весело. Убедить его в этом поможет мультик про Петю Пяточкина и верные друзья книжки:

  • Полезные сказки «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад» авторов С. Петровой и А. Ласточкиной.
  • «Зайка идет в садик» – автор О. Громова.
  • «Софійка йде до дитячого садочка» – Л. Шнайдер и Е. Венцель.

Для родителей тоже есть немало полезной литературы. Среди них:

  • «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» – А. Быкова.
  • «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям» – А Русаков.

Мамино настроение

Первое, что надо уяснить взрослым, желающим помочь малышу с адаптацией к новым реалиям – дети чутко реагируют на смену настроения близких людей. Если вы терзаетесь вопросами, стоит ли вверять дитятко чужим людям, постоянно нервничаете и тревожитесь, что он будет все время болеть, плакать и голодать, ребенок непременно уловит негативные флюиды, и на подсознательном уровне будет оправдывать все ваши опасения.  

Успеха можно добиться только с позитивным настроем. Метальная связь мамы и ребенка сильна, а потому важно самой быть уверенной в правильности начатого предприятия. Это передастся крохе, и он без особых проблем освоится в коллективе.

Постепенное привыкание

Вначале расставание может быть кратковременным – ежедневно на час, затем на два, потом до обеда. Каждый раз, увеличивая время разлуки, дайте ребенку привыкнуть к нему в течение нескольких дней.

Входить в группу малыш должен добровольно и без истерик – только так он сможет принять перемены в своей жизни. Не спешите уходить, если глазки наполнились горькими слезами. Вернитесь, успокойте, сто раз обнимите и расцелуйте, убедите в том, что вы непременно придете и заберете его домой.

Советы родителям

  1. Не спешите выходить на работу.

Обычно поступление в детский садик совпадает с возобновлением карьеры. Но нельзя забывать, что поначалу ребенок болеть будет чаще обычного, причем это может затянуться на 3–5 месяцев, а то и дольше.

Постоянные больничные только раздражают начальство и коллег, вы начинаете нервничать и водить малыша в группу с соплями. В свою очередь это провоцирует осложнения со здоровьем, недовольство администрации сада и других родителей. Малыш температурит, начальство психует, вы нервничаете – в результате все несчастны.

Лучше отложить выход на работу, чтобы при малейших признаках недомогания оставлять кнопку дома, не допуская прогрессирования инфекции.  

  1. Выбирайте правильный сезон.

Наиболее неудачное время года для начала посещения садика – с октября по апрель. Причины понятны – сырость, холодные ветры, мороз. В этот период особенно активно распространяются вирусные респираторные заболевания, мешая полноценной адаптации.

  1. Поощряйте в ребенке самостоятельность.

Поскольку важно, чтобы малыш при поступлении в ДУЗ владел элементарными навыками, позвольте ему самому делать посильную работу.

На это порой требуется немало времени, так что планируйте распорядок дня с учетом таких задержек.

После того, как он освоил одну задачу, предложите следующую. Не надо подгонять или делать что-то самому, если с первых попыток у маленьких ручек что-то не получилось («давай я сама, так будет быстрее»). Только когда ясно, что без посторонней помощи дело не сдвинется, покажите, как это делается правильно, и дайте второй шанс на успех. Однако слишком перегружать заданиями тоже не стоит. Чтобы почувствовать в себе уверенность, ребенок должен сам добиваться маленьких побед.

  1. Не подкупайте.

Конечно, деток надо время от времени баловать подарками, но неправильно превращать это в сделку: «ты идешь в садик, а я тебе куплю игрушку или вкусняшку». Вы ходите в офис, а ребенок в садик – у каждого свои обязанности. Иногда можно устроить приятный вечер после трудового дня, но тогда вы и себя должны побаловать за хорошую работу.

  1. Забирайте ребенка из сада вовремя.

Хотя ДУЗ работают до 19:00, обычно деток начинаю забирать раньше. Когда из группы уводят одного ребенка, остальные с нетерпением начинают выглядывать собственных родителей. Не допускайте, чтобы ваш карапуз оставался последним – так он чувствует себя забытым, обиженным и ненужным.

***

Эти основные моменты помогут понять, как подготовить ребенка в детский сад без лишних травм для его психики и здоровья. Наберитесь терпения, и карапуз будет с радостью бежать в группу на встречу с новыми друзьями.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 3
Загрузка...
Добавить комментарий